Кто меня хорошо знает, те в курсе, что я помню наизусть много песен, стихов – начиная от Маршака и Чуковского с Барто, и заканчивая Лермонтовым, Пастернаком, Лопе де Вега, Остером, Филатовым и т.д. Всякого стихотворного в моей памяти – огромное количество. Иногда, услышав, начало какой-то строки, я могу ее продолжить, даже не подозревая, что я это знаю. На первый взгляд, это просто я такая – особенная, вот у меня и получается кучу стихов в памяти удерживать… Однако особенной я не родилась, и сейчас хочу приоткрыть завесу тайны с этого моего умения – быстро запоминать массу рифмованных строк на русском.

Итак, история, как одно совершенно случайное и даже тривиальное событие оказало на меня такое огромное воздействие и оставило отпечаток на всю жизнь.

Дело было в детстве. Я совсем крохой пошла в школу, в нулевой класс, мне еще и шести не исполнилось. В школу поторопились отдать, так как в сад я ходила мало и плохо, как-то меня там не признавали и не замечали. Было трудно. Всем хотелось поскорее эти муки прекратить. И вот – в пять лет – ура, школа!

Нулевка была с продленкой. Нам в первый же день задали учить стихотворение с первой страницы синего букваря.


И как-то так случилось – то ли в продленке учительница постаралась, то ли я и раньше этот стих знала (может, там гимн был? — я не помню) – да и меня бабушка многим стихам учила, когда я у нее жила несколько лет — но, в общем, я его знала еще до возвращения из школы. Дома мама взяла дневник, посмотрела, что сделано и что надо сделать, (ума не приложу, кто делал записи в дневнике, мы ж еще ни писать, ни читать не умели – неужели учитель всем писал?), и решила, что надо учить стих. И как-то так вышло, что я не сказала, что знаю его. Или она не услышала. Получилось, что она мне его один раз прочла. А я прочла его сразу полностью за ней, по памяти. Вот это был фурор!!! В ее понимании, выучить его сама я не могла (читать же не умела), и на продленку она тогда еще не рассчитывала. В общем, я получила кучу неподдельного искреннего восторга. Я была прямо гений в глазах мамы. Гений с феноменальной памятью. ))

Дальнейшая история, я думаю, достаточно предсказуема. Я не могла позволить себе роскошь лишиться этого, первого и единственного громкого «титула» в семейном кругу. Надо было поддерживать легенду. Все мои мыслительные способности были настроены на то, чтобы выучивать все стихи вне дома, и дома лишь раз за разом демонстрировать связку – взрослый мне читает стих один раз, я тут же – чисто и выразительно – читаю его целиком, — тадам! – получаю неизменную порцию лавров, на коих и почиваю.

Мне трудно, конечно, вспомнить, как я это делала тогда, но по тому, как я слушаю стихи сейчас – похоже, я старалась сразу запомнить мелодичность слов, училась не пропустить момент, когда надо сделать усилие, чтобы запомнить, визуализировала… Сейчас я делаю все это автоматически, не рефлексируя.

Маму, конечно, немного удивляло, что моя «феноменальная память» не распространяется на английский, который у нас был с того же нулевого класса (спецшкола, как-никак), но восторгов меня не лишали, а потянуть еще и героическое запоминание для второго языка, я уже никак не могла. Ведь это надо было делать хитростью – например, просить учителя в продленке прочесть пару раз, запоминать первые буквы, с которых начинались строчки, удерживая в памяти возникающие образы… Какой труд, ради искреннего восхищения значимых взрослых! И, конечно, я была мотивирована учиться читать, как никто 😉

К чему я это все?

Нам всем необходимы, жизненно важны, подлинные эмоции близких. И взрослым. Но детям — особенно. Не формальное «о, молодец, это ты здорово сделал», а такое – от печёнок, чтоб дым и пар из ушей. И тогда мы можем горы свернуть. За восхищение. За нежность. За любовь.
Всем хорошего дня!

А в следующий раз я расскажу, как писать сочинения научилась)).