Рекомендации ведущим процесс-групп

Сложность, с которой сталкиваются ведущие процесс-групп на интенсивах и конференциях – это напутственное слово обучающего тренера: ТОЛЬКО НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ! Для того, чтобы в полной мере оценить глубину трагедии, поясню.

Процесс – группа – это последний аккорд любого рабочего дня на крупных гештальт-мероприятиях. Участник уже налечился, научился, наслушался и даже наговорился за день – выше некуда. И эта, последняя группа, должна помочь ему собраться с мыслями, вернуться к текущим бытовым занятиям по обеспечению своей жизнедеятельности за пределами программы, и иметь возможность и силы продолжить занятия на следующий день. Во избежание. Надо все, что было взбудоражено днем, осмыслить и уложить в своей голове. Плюс – узнать, что где у кого происходит на этом большом мероприятии, дабы было ощущение причастности ко всему, что происходит вокруг.
Задача ведущего, соответственно, – ему во всем этом помочь. И как же, если не лечить? С одной стороны, все, что умеет ведущий – и чему его учат на занятиях по групповой терапии – это как раз именно «лечить». А «не лечить» не учат. Тогда что можно делать на процесс-группе неопытному ведущему? Правильно. Ничего. Кивать тихонько. Подлечивать тайком.

  • Конечно, ничего хорошего из этого не выйдет. Ну, разве что на группе будут опытные участники и сами себе все интуитивно организуют.

Теперь о том, что же все-таки надо делать.

Внимание: «не лечить» – не значит, не использовать имеющиеся в арсенале ведущего, инструменты. Наоборот! Обязательно использовать. Только с другой целью.
Цели ведущего процесс-группы и способы их достижения.

  1. Создавать доверительную атмосферу в микрогруппе. Поддерживать взаимное внимание друг к другу, наладить связи. Методы – создание «мостиков» между участниками, умеренное самораскрытие, доброжелательное активное слушание. Ведущий выступает в роли эталонного участника.
  2. Поддерживать формулирование выводов, итогов дня. Поддерживать эмоциональную включенность говорящего. Фрустрировать скучное перечисление событий за день. Полезные вопросы: Как ты с этим (знанием, опытом и т.п.) обошелся в результате? Как планируешь применять? С каким багажом вышел из процесса? Этим ли действительно хочешь сейчас поделиться?
  3. В случае эмоционально сложных ситуаций, – помощь в отреагировании, поиск ресурсов, сопереживание, помощь в формулировании клиентского запроса для работы на следующий день. Полезные вопросы: Как ты это переживаешь сейчас? Хочешь ли завтра продолжить работу с этой темой? Опытному участнику: нужна ли тебе сейчас помощь группы, какая?

Другими словами, мы не будем углублять и развивать осознавание, как делали бы это в терапевтической гештальт-группе, фрустрируя различные способы прерывания контакта, предлагая эксперименты, если они уместны и т.п. На процесс-группе достаточно каждому помочь найти ресурс, успокоиться, переключить внимание на предстоящие дела, экологично отложив терапию на следующий день.

Для тех, кто хочет потренироваться. Посмотрите юмористическую картинку.

Предлагаю придумать, и написать в комментариях, какой могла бы быть интервенция ведущего, если бы он вел терапевтическую группу, и какой – если процесс-группу.

И последнее. Ведущий процесс-группы – такой же участник мероприятия, пусть на более высокой профессиональной ступени. Поэтому его участие также важно и полезно для всех.

Текст впервые опубликован мною здесь.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.