Терапия. Ошибки. Супервизия.
Страх перед супервизией у начинающих гештальт-терапевтов часто связан либо с непроработанной нарцистической частью, либо с опытом травмирующих супервизий. И то, и другое порождает опасение совершить ошибку и вынуждает избегать показывать свою работу старшим коллегам, чтобы не сталкиваться с мучительным переживанием вины или стыда. И это, конечно, можно понять. Поскольку многие из нас в детстве (да и во взрослом возрасте) в ответ на свои ошибки получали наказание в виде, собственно, обвинений или пристыживания, то нет ничего удивительного в том, что ошибка переживается, как преступление, за которое неминуемо наступит заслуженное возмездие.
- Однако давайте рассуждать логически. Преступление становится таковым, если есть в наличии пострадавший (коим, если кто и является в учебных сессиях, так это сам начинающий терапевт). Но если даже и преступление, то ненамеренное. Уже «срок» меньше 😉
«Лечить» вину и стыд я тут не планирую – ограничусь обшучиванием этой большой и муторной темы, – а хочу дальше выделить три группы ошибок терапевтов, и обозначить способы их устранения. Чтобы было впредь не так страшно. Для иллюстрации и развлечения не специалистов, я сопровожу их всем понятными «пищевыми метафорами». Поехали.
Во-первых, есть ошибки, связанные с отсутствием необходимых знаний по тем или иным вопросам. Например, незнание правил проведения эксперимента в сессии. Или незнание как работать с интроектом.
«Лечится» чтением книг, конспектов, слушанием лекций, наблюдением за работой старших коллег.
- Пищевая метафора. Если не знаешь, как сделать лазанью, – рецепт в помощь. Или мама. ))
Во-вторых, есть ошибки, связанные с тем, что знания присутствуют, но на уровень навыка использования этих самых знаний – не выходят. Например, терапевт знает все способы прерывания контакта, но не различает их. Или различает, но не может выбрать способ, которым можно работать с конкретным сопротивлением. Или знает про то, что нужно прояснить запрос, но не знает, «это» уже запрос или нет?
«Лечится» опытом, который нужно набрать, пробуя, рискуя и делая неизбежные в данном случае ошибки. Плюс регулярная супервизия – в первую очередь очная, на интенсивах или в группах.
- Пищевая метафора. Есть мясо, и надо его приготовить, выбрав подходящие специи. Специи разные и их много. Мясо тоже бывает разное. Как выбрать – и сразу правильно – не понятно. Придется экспериментировать, пробуя разные специи с разными продуктами, изучая разные рецепты, исследуя свои вкусы и предпочтения. И, конечно, предлагая пробовать вашу еду другим людям или группам лиц (желательно не стремящимся вам понравиться ;)).
И, в-третьих, это ошибки, связанные с собственной личностной проработкой терапевта. У каждого бывают моменты, когда он попадает в темы, обстоятельства или отношения, когда осознавание прерывается и с ним начинает что-то происходить. Скажем, у вас – внезапно – язык не поворачивается сказать клиенту, что пропуск оплачивается. Или на предложение клиента снизить частоту встреч, вы как-то подозрительно быстро соглашаетесь, не разобравшись, что к чему. Или клиент плачет, а у вас вдруг случается приступ слабоумия…
Итак, с вами что-то происходит, и вы уже не можете ни воспользоваться имеющимися знаниями, ни обратиться к наработанным навыкам. Такое происходит с каждым в начале практики, независимо от того, сколько у него часов собственной личной или групповой терапии. Причина в том, что мы ловко научаемся в течение жизни обходить моменты, которые для нас трудны или болезненны, и это может никак, ни в каком виде не появиться в поле зрения вашего терапевта. Но каждый следующий, новый клиент, будет приносить вам много интересного, не всегда приятного, но всегда нового знания о самом себе. 🙂
«Лечится» собственной личной терапией. Или групповой. И заочной супервизией.
- Пищевая метафора. Ээээ Не родилась. Вдруг вы сами придумаете?
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!